II УРОК
Шар желаний
Об уроке
Сегодня мы будем создавать свой маленький волшебный мир! Мы научимся изображать разные материалы и эффекты: дерево, стекло, свечение. Я покажу разные способы, вы сможете попробовать и выбрать то, что подходит вам. А так же вы узнаете, что такое инверсивное рисование.

Цели урока: 1. Попробовать передать разные фактуры акварелью 2. Формировать объем шара и подставки 3. Тренировать аккуратность работы с мелкими деталями.

Дополнительная цель для отличников: использовать другой колорит или время суток, можно изменить сценку внутри шара.

Количество шагов: 9
Длительность урока: 1 час 45 минут
Для работы понадобится:
1. Бумага для эскизов. Бумага акварельная, желательно, 100% хлопок, 300 гр. У меня — "Белые ночи", 70% хлопка.

2. Простой карандаш. Для деталей лучше использовать механический, либо не забывайте своевременно точить обычный. Во всех работах я использую только мягкие карандаши: 2B - 6B.

3. Клячка / ластик

4. Краски акварельные:
  • Любая красная (у меня Рубиновая, Алая и Хинакридон розовый)
  • Ультрамарин
  • Любая желто-коричневая (у меня Умбра натуральная)
  • Любая красно-коричневая (у меня Сиенна жженая и Красно-коричневая)
  • Сепия
  • Индиго
  • Зелёная (у меня Травяная зелёная)
  • Фиолетовая
  • Любая жёлтая (у меня Кадмий желтый средний)
  • Любая оранжевая для морковки (у меня Кадмий оранжевый)

5. Кисть №4 с острым кончиком. Желательно иметь и белку и синтетику. Синтетика плоская для смачивания листа. Кисти №1-2-3 для мелких деталей.

6. Гуашь "белила титановые" или белая ручка. Можно взять белый пастельный карандаш

7. При желании детали можно выполнять ручкой-линером толщиной 0,2-0,4 мм или темными цветными карандашами

8. Бумажные полотенца, планшет, скотч, вода

1
Рисуем шар
Я начинаю работу сразу на хлопковом акварельном листе, несмотря на то, что у меня был подробный эскиз, исправлений и стираний всё равно много. Поэтому вам я советую не приклеивать сразу чистовик к планшету, а нарисовать иллюстрацию на черновом листе и потом перевести через стекло на чистовик. Соответственно, черновик надо обрезать точно под формат чистового листа.
Рекомендую всё же провести вертикальную ось через весь лист тонкой линией. А так же провести две вспомогательных горизонтальных линии, которые ограничат верх и низ подставки. Без них часто получается так, что одно или оба плеча перекособочиваются. Но все размеры верные и человек не может понять в чём ошибка. Линии-ограничители лучше откладывать не от края листа (так как лист может быть кривым), а перпендикулярно к проведенной оси. Это можно сделать с помощью треугольника или широкой линейки или чего-то другого идеально прямоугольного и большого.
Намечаем сразу все предметы тонкими линиями и только потом уточняем каждый из них. Если мы построим сразу идеальную крышу с трубой и конфетами, то потом может оказаться, что она чуть крупновата или уехала вверх. И придётся переделывать всё!
Попроще
Я рисую снег как на референсе — будто он налипает на стекло и образует кривую линию. Можно нарисовать прямую линию или вовсе убрать это налипание. Как будто это не реальный шар со снегом, а окно в другой мир, как в магическом хрустальном шаре, то есть нам надо просто нарисовать пейзаж круглого формата безо всяких налипаний.

2
Рисуем сценку в шаре
Я примерно трижды рисую каждую деталь. Этот принцип называется "от общего к частному". Сначала намечаем все объекты тонкими линиями и, если композиция нас устраивает, добавляем детали. Не забывайте отдаляться от работы. Если вас по-прежнему всё устраивает, прорабатываем все элементы ещё подробнее.
Попроще
В первом видео я говорила о том, что не обязательно повторять за мной при создании иллюстрации. Опирайтесь на свои силы, посмотрите референсы и упрощайте сюжет при необходимости. Можно собрать очень симпатичный пейзаж с северным сиянием, звездным небом и скалами или озером.

3
Совет:
Сначала просмотрите шаг на скорости 1.5 — 2 и только потом приступайте к рисованию параллельно со мной на обычной скорости.
Это даст вам лучшее понимание процесса и собственной ситуации.
Цвет снега
Снег я рисую по-сырому, для создания мягкой фактуры. Чтобы он не был скучным, берем красную, синюю и жёлтую краски в разных пропорциях - там получается нежная вибрация разных оттенков сиреневого.
Важно! Сохранить белизну снега, не уходите в тёмно-фиолетовый. Будьте особенно аккуратны с желтыми мазками. Это коварная краска, она кажется светящейся в палитре, но на деле довольно плотная (любая жёлтая). Поэтому накладывайте мазки прозрачно. Но не счет воды, а путем снимания излишков об салфетку.
Вторая сложность заключается в том, чтобы успеть проработать все элементы по-сырому. У каждого из нас разная бумага, разная степень увлажнения, и разная температура в комнате. Поэтому я и советую сначала просмотреть этот фрагмент целиком и дальше ориентироваться на собственную ситуацию.
Если у вас лужи, соберите их сухой кистью. Если, наоборот, всё засыхает — значит надо работать быстрее в этих участках и, возможно, именно вам нужно брать больше влаги на кисть.

4
Гирлянда
Увлажняем всю нижнюю половину листа. Иногда, если влажность слишком сильная, а зона увлажнения маленькая, они могут уплыть и упереться в край увлажненной области. Чтобы этого не произошло, мы делаем такой большой запас. К тому же, вам может захотеться поставить дополнительные огоньки или брызги.

Важно добавлять лампочки сухой кистью (сушим об салфетку), чтобы не уплыли. И помнить про коварство желтой краски. Они должны быть достаточно насыщенные, но не в полную мощность.

5
Небо и дальний лес
Пожалуй, самый сложный этап работы — так называемое инверсивное рисование, заключается этот приём в том, что мы рисуем не сам предмет, а пространство вокруг него. Предметом в нашем случае являются блики, ёлка и снеговик, мы должны нарисовать всё пространство вокруг них и успеть его проработать!
Самое сложное тут — поддерживать влажность и успеть заложить всё задуманное. Для этого мы не концентрируемся на одном пятне, а работаем сразу по всей увлажненной области. Каждый новый мазок добавляет немного воды, а, соответственно, оттягивает момент полного высыхания.
Вторая трудность — мелкие детали сложных форм. Снова понадобится кисть с острым кончиком и захват около ворса. И, конечно, спокойствие :) Можно работать двумя кистями: для крупных мокрых мазков и мелкой острой кистью для формирования контуров.
Попроще
Этот совет не только для новичков, но и для всех, кто не любит страдать или плохо пока справляется с влажностью и мелкой моторикой. Блики можно нарисовать в самом конце урока гуашью или белой ручкой. А ещё лучше — пастельным карандашом, он даёт прекрасные мягкие блики на стекле. Но лучше сразу решить: либо вы их рисуете моим способом, либо добавляете в конце. Если в конце — то под бликами надо сделать гладкую заливку без пятен и более тёмную, чем у меня. Иначе блики не будет видно.

6
Подставка
Советую сразу приготовить вторую баночку с идеально чистой водой и жесткую синтетическую кисть.

Подставка может быть из любого материала и цвета. Но, на мой субъективный вкус, лучше сделать её отличающейся от шара. Например, у меня она тёплая и тёмная, а пейзаж планируется относительно светлый и холодный.

В остальном всё выполняется точно так же, как и другие фрагменты по-сырому. Но здесь будут ещё ультра сухие и ультра тонкие штрихи для имитации текстуры дерева.

7
Ёлки
Рисование реалистичных деревьев удаётся даже новичкам, но требует определённого навыка и наглости. поэтому, советую потренироваться на отдельной бумажке. В остальном это несложный этап.

Я обхожу шары на ёлке очень аккуратно и чётко. А если вы работаете маскирующей жидкостью, рекомендую синтетикой протереть каждый шар так же, как мы это делали с лампочками в области подставки. Тогда вокруг шаров получится симпатичное естественное свечение.

8
Средние детали
Цель данного этапа — добавить объема и подробностей всем элементам. Не повторяйте за мной, а ориентируйтесь на свою ситуацию. Возможно, у вас уже и так всё объемное и контрастное.

Важно равномерно двигать всю иллюстрацию вперёд, а не сидеть над каждым кусочком, добиваясь совершенства. У нас ещё будет этап с самой мелкой проработкой.

8
Мелкие детали
Если вы работали маской, сейчас можно её снять и подкрасить акварелью цветные гирлянды и шары.

Берем тонкий тёмный материал (ручку-линер, карандаш или тонкую кисть) и подчеркиваем границы. Обводки спасают любую работу! Но, если у вас и так всё было хорошо, не обводите всё подряд и не делайте это сплошной линией. Иначе работа станет примитивной.

Звезду лучше вообще не трогать.

9
Снег, блики и свечение
Финальные акценты. Выбирайте гуашь (белила титановые), белую ручку или белый карандаш. У каждого материала своё преимущество, можно их совмещать.

Если снеговик или ёлка получились покусанными, можно подкрасить им бока гуашью, потом тонировать акварелью в цвет предмета. Например, нарисовать белой гуашью ровную морковку, а поверх тонировать оранжевой акварелью.

Расставляем акценты в других местах. Добавляем свечение, снег, блики, магию!
Результат
Выкладывайте работы в Инстаграм с хештегом #IrisSolaris_Way
Делитесь своими успехами и впечатлениями