I УРОК
Пряничный домик
Об уроке
Этот урок может быть средне сложным или простым. Я расскажу, как упростить сюжет, если вы пока не чувствуете себя уверенно или просто не хотите тратить много времени.

Мы научимся изображать белые предметы, что считается довольно сложной темой в акварели. Будем много работать по-сырому. И научимся передавать разнообразные фактуры: матовую глазурь (и снег), мягкое печенье, блестящие леденцы, вафли, крекеры и шоколадную стружку. Те, кто пойдут по моему пути (средне-сложному), смогут попрактиковать построение угловой перспективы.

Цели урока: 1. Изучить основные акварельные приёмы: по-сырому и по-сухому.
2. Выдержать контраст и насыщенность иллюстрации. 3. Гармонично расставить декор (даже если вы повторяете за мной) 4. Тренировать аккуратность работы с мелкими деталями.

Дополнительная цель для отличников: придумать собственный дизайн домика.

Количество шагов: 8
Длительность урока: 1 час 55 минут
Для работы понадобится:
1. Бумага для эскизов. Бумага акварельная, желательно, 100% хлопок, 300 гр. У меня — "Белые ночи", 70% хлопка.

2. Простой карандаш. Для деталей лучше использовать механический, либо не забывайте своевременно точить обычный. Во всех работах я использую только мягкие карандаши: 2B - 6B.

3. Клячка / ластик

4. Краски акварельные:
  • Любая красная (у меня Рубиновая, Алая и Хинакридон розовый)
  • Ультрамарин
  • Любая желто-коричневая (у меня Умбра натуральная)
  • Любая красно-коричневая (у меня Сиенна жженая и Красно-коричневая)
  • Сепия
  • Индиго
  • Зелёная (у меня Травяная зелёная)
  • Фиолетовая

5. Кисть №4 с острым кончиком. Лучше белку, но можно и синтетику. Синтетика плоская для смачивания листа. Кисти №1-2-3 для мелких деталей

6. Гуашь "белила титановые" или белая ручка. Можно взять белый пастельный карандаш

7. При желании детали можно выполнять ручкой-линером толщиной 0,2-0,4 мм или темными цветными карандашами

8. Бумажные полотенца, планшет, скотч, вода

1
Карандашный рисунок
Я начинаю работу сразу на хлопковом акварельном листе, несмотря на то, что у меня был подробный эскиз, исправлений и стираний всё равно много. Поэтому вам я советую не приклеивать сразу чистовик к планшету, а нарисовать домик на черновом листе и потом перевести через стекло на чистовик. Соответственно, черновик надо обрезать точно под формат чистового листа.

Намечаем сразу все предметы тонкими линиями и только потом уточняем каждый из них. Если мы построим сразу идеальную крышу с трубой и конфетами, то потом может оказаться, что она чуть крупновата или уехала вверх. И придётся переделывать всё!
Попроще
Иллюстрация сказочная, но я всё же пытаюсь соблюдать маломальскую перспективу. Это не самая простая тема, поэтому рисунок занимает много времени в этом уроке. Вы можете не заморачиваться и строить на глазок или нарисовать домик фронтально, как на одном из референсов выше. Простые сюжеты смотрятся не менее эффектно.
Креатив
Особое внимание уделите декору. Можно дать волю фантазии и сделать свой домик по-настоящему уникальным!
Но не мельчите и не перебарщивайте с количеством деталей. Во-первых, крупные детали проще рисовать, а, во-вторых, такая иллюстрация получится более выразительной и взгляду будет за что зацепиться.

Советую выбрать сладости для украшения ощутимо разных пропорций. Например, берем три типа сластей: 1) драже — самые маленькие, 2) леденцы, которые в два раза крупнее драже, 3) крекер, который в полтора раза больше леденцов. Если все детали ≈ 1 сантиметр в диаметре, будет скучно.

Но важно, чтобы конфеты внутри типа были одного размера. В реальности все M&M's одинакового размера, если на рисунке они будут существенно отличаться друг от друга, это будет выглядеть странно и слишком хаотично.

2
Белая глазурь
Белую глазурь я рисую точно так же, как снег, то есть, во-первых, по-сырому, что придаёт мягкость материалу. А, во-вторых, я смешиваю красный и синий в разных пропорциях для получения сиреневых оттенков, а так же добавляю что-то желтоватое (неаполитанская желтая, сиенна натуральная или умбра натуральная).

Важно: глазурь / снег должен остаться белым! Работайте очень прозрачно, нам надо лишь слегка тонировать.

Этот этап нестрашный, так как мы всё равно перекроем все неровности коричневым пряником. Однако будет не лишним потренироваться формировать объем по-сырому.

Секрета тут всего три:
1. Бумага должна быть влажная, но не мокрая. Если у вас на листе лужи — сначала выберите их сухой кистью.

2. Кисть должна быть сухая. Можно работать синтетикой. Время от времени промакивайте кисть о салфетку (можно и до набора краски и после).
    3. Старайтесь работать сразу по всему листу — так вы поддерживаете равномерную влажность. Если долго сидеть над одним фрагментом, соседние области засохнут и получатся корки.

    Эти три фактора позволят вам больше контролировать работу, попадать в границы объектов и мягко прорабатывать мелкие детали. Эта техника непростая, на успех во-многом влияет качество бумаги. Так что не переживайте, если не выйдет с первого раза.
    Совет:
    Сначала просмотрите каждый шаг на скорости 1.5 — 2 и только потом приступайте к рисованию параллельно со мной на обычной скорости.
    Это даст вам лучшее понимание процесса и собственной ситуации.

    3
    Пряник
    Процесс точно такой же как и при рисовании глазури: намочить фрагмент, ввести светлые и средние оттенки, добавить тени более сухой кистью (чтобы не утекли). Следить, чтобы не было луж и чтобы всё не засохло раньше времени.

    Самое сложное здесь — мелкая моторика, нам надо аккуратно обвести все белые элементы. Важны два момента: 1. Держать кисть близко к ворсу. 2. Можно взять маленький размер, можно синтетику. Но кисть должна быть обязательно с острым кончиком! Если он размахрился, можно подстричь ножницами.

    4
    Печенье и конфеты
    Советую сначала просмотреть видео в ускоренном темпе. Например, желательно успеть нарисовать дорожку пока дверь не засохла, чтобы они немного втекли друг в друга. Будьте к этому готовы.

    Цель данного этапа в том, чтобы заполнить пустые места (у меня это окна, дверь, дорожка и M&M's на крыше). Добавить тени и объем на сладости. И нарисовать детали на высохших элементах (в моём случае это полоски на леденцах и палочках).

    Этот этап полностью ведется по-сухому, а значит кисть нам нужна довольно мокрая, в отличие от предыдущих шагов. Последовательность действий не важна. Не доводите до идеала, у нас ещё будет мелкая проработка.

    5
    Фон
    Фон можно не добавлять вовсе или добавить абстрактное цветное пятно. Для этого надо намочить фон до скотча (иначе не получится сделать растворяющиеся края у пятна) и несколько раз прикоснуться кистью. Это должны быть крупные мазки плоскостью кисти, но не очень мокрые. Можно побрызгать, посолить или протереть какие-нибудь детали.

    Со всеми остальными мы снова рисуем конфеты и хвою.

    6
    Средние детали
    Я назвала этот этап "средние детали", поскольку мы ещё будем добавлять самые мелкие и тонкие, а сейчас наша задача закрыть пустые места на выполненных ранее подложках. Рисуем узор на крыше и фоновых конфетах. Добавляем легкие тени для объема там, где вам это нужно.

    Двигаемся от общего к частному. Не сидите три часа над одной конфетой, двигайте всю работу одновременно.

    7
    Тени
    Тени должны быть достаточно тёмные, тогда предметы приобретут объем, а иллюстрация — контраст и выразительность.

    Тени на данном этапе мы добавляем по-сухому, хоть часто я их и растушевываю, они всё равно гораздо более резкие, чем тени, заложенные по-сырому. А значит, мы не только утемняем, но и поправляем границы предметов и увеличиваем резкость.

    Если ваша работа и так достаточно контрастная, всё равно не помешает пройтись по теням для чёткости, просто работайте более прозрачно.

    8
    Мелкие детали
    Самое вкусное я оставляю напоследок. Мелкие детали спасают любую работу! Выбирайте удобный вам материал: ручка, тонкая кисть или острый цветной карандаш и добавляйте небольшие обводки вокруг предметов. Поставьте блики (или поправьте светлые места) с помощью гуаши, белой ручки или пастельного карандаша.

    И ваша работа засияет!
    Результат
    Выкладывайте работы в Инстаграм с хештегом #IrisSolaris_Way
    Делитесь своими успехами и впечатлениями