Акварельная иллюстрация
свеча и тыква
Об уроке
На первом уроке мы придумывали с вами идею. А сегодня мы рисуем иллюстрацию в полный размер карандашом. Займемся построением лица, композицией, тональным рисунком и общей гармонией.

Цель урока: максимально подробно проработать композицию в карандаше и тоне. В результате должна получиться гармоничная карандашная иллюстрация в полный размер будущей акварельной.

Урок пошаговый, каждая часть сопровождается текстовыми комментариями с самыми важными / сложными точками этого этапа. Фокусируйтесь на них, чтобы прийти к успешному финалу.
Для работы понадобится:
1. Бумага для эскизов. Профессиональные иллюстраторы используют кальку. Можно взять обычную бумагу для принтера, но чем тоньше — тем лучше. Желательно чистую с обеих сторон. Если, например, на обратной стороне текст или бумага слишком плотная, вам потом будет трудно переносить на чистовик.

2. Простой карандаш 2B или мягче. Я использую механический, потому что мне лень точить. Ни в коем случае не рисуйте детали тупым карандашом. Всё должно быть чётко! А вот для наложения тона тупой и мягкий карандаш подойдет.

3. Клячка / ластик.
1. Маскирующая жидкость. Любой марки.

2. Бумага акварельная - 100% хлопок (любой бренд). Важно! Если бумага рыхлая (например, Палаццо 70% хлопка), маска въедается в поверхность и снять её очень трудно. Обязательно протестируйте купленную жидкость на своей бумаге.

3. Краски акварельные:
- охра желтая
- сиенна жженая (или любая красно-коричневая краска)
- сепия
- оливковая (или другая зеленая краска)
- церуллеум
- индиго
- фиолетовая
- любая красная (у меня две: алая и хинакридон розовый)

4. Кисти белка №4 и №8 с острыми кончиками. Кисть-линер синтетика №1. Щетина синтетика №16. Синтетика с острым кончиком, которую не жалко для нанесения маскирующей жидкости.

5. Распылитель (с водой). Бумажные полотенца, планшет, скотч, карандаш, ластик, баночка с водой

6. Гуашь белила титановые или белая ручка
Для работы понадобится:

1
Карандашный рисунок
Сначала я просто кручу основную идею. Отчасти в голове, отчасти в мелком формате с карандашом в руках. Этим мы занимались на прошлом уроке. Могут быть ответвления и у конечной идеи.

Например, в этом видео видно, что одна и та же идея (Волшебница + замок) могут выглядеть совершенно по-разному. В зависимости от композиции и наложения тона.

2

Горлышко банки
Мы не начинаем рисовать лицо с глаза, а человека с пальца. Сначала отмечаем на листе габариты всей иллюстрации. Делим эту массу на основные части, например, по вертикали у меня это: шляпа, лицо и шея.

Лицевую часть разбиваем на ещё более мелкие сегменты и начинаем вписывать профиль. Лица у всех людей разные, однако есть пропорции, которые являются общечеловеческими.
Например, если глаз будет больше / меньше определенного размера или стоять не на своём месте относительно всего лица, персонаж потеряет человеческий облик и будет выглядеть совсем уж странно. Либо нелепо, либо жутко. Эти основные общечеловеческие пропорции я и показываю в этом видео.

Есть также стандартные пропорции для всего остального. В интернете можно найти множество очень подробных схем для определения положения, формы и размера всех частей лица и тела.
    Мой же принцип заключается в том, чтобы отметить только основное и дальше уже искать облик "на глазок". Не зацикливайтесь на каком-то одном участке. Множество раз скользим глазами по рисунку, с каждым "облетом" поправляем ту или иную деталь. Таким образом постепенно улучшаем всё в целом и "лепим" силуэт.
    Советы новичкам
    Многие начинающие художники боятся рисовать людей. Но я вам всё равно советую рисовать профиль девушки вместе со мной. Это проще, чем кажется. Можно изменить форму шляпы или вовсе её убрать. Но, в целом, лицо - это достаточно хороший, крупный и понятный силуэт, чтобы поместить в него пейзаж.

    3

    Тело банки
    Начинаем заполнять внутреннее пространство. У меня это пейзаж с замком. В данной работе я не использовала никаких референсов. Поэтому мой эскиз несколько раз изменится прежде, чем я выйду на устраивающий меня вариант.

    Работаем по принципу "от общего к частному": сначала располагаем самые крупные и важные элементы, а потом достраиваем всё остальное.

    Возможно, у вас внутри вовсе не пейзаж, а что-то крупное, например, шкатулка или клубничный куст. Но принцип тот же. Не тратьте время на подробную прорисовку. Сначала наметьте композицию схематично, потом развивайте её и гармонизируйте.

    4

    Тыква
    Я всегда тонирую эскизы. То есть добавляю штриховку в тень и полутон. Так картина становится более понятной. Мы начинаем видеть массы, объем и планы. И тут можно столкнуться с тем, что композиция рассыпается на кусочки, выглядит мусорной.

    Если хотим собрать эти кусочки, снова вспоминаем принцип "от общего к частному". У нас должны быть крупные области света, полутонов и тени. И в каждой из них уже свои детали и тональные разбивки.
    То есть, например, небо в целом — это большой светлый кусок. На нем видны облака. Но они не равны по тону деталям среднего и переднего планов.

    А вот замок в целом темный. Там могут быть какие-то градации. Или маленькие яркие окошки. Но они не разрывают его на отдельные сложные кусочки. То есть, если композиция "рассыпается", надо обобщить детальки в более крупные куски и посмотреть, что получится.
    Также бывает заметен дисбаланс пропорций и силуэтов в пейзаже. Например, после тонировки становится видно, что лес слишком большой или что башни невыразительные.

    Это может звучать непонятно, но, если немного отдохнуть от работы, потом посмотреть расслабленными, чуть прикрытыми глазами, можно почувствовать слабые места композиции. Не всегда понятно, что именно не так. Но, по крайней мере, понятно, где. Не поленитесь и, если видите, что что-то не так, попробуйте исправить или улучшить композицию.

    5

    Книга
    Завершаем композицию. Верхняя часть иллюстрации имеет вполне конкретный силуэт — шляпы. А вот как завершить работу снизу? Это хороший и важный вопрос. Отрезать головы волшебницам — грубо и некрасиво.

    У меня низ полностью принадлежит пейзажу. Если закрыть рукой верхнюю часть, то вообще не подумаешь, что где-то есть девушка. Камни, трава, река.
    Если у вас пейзаж занимает всю нижнюю часть целиком (например, лес не разделен рекой, как у меня), всё равно не советую обрубать иллюстрацию прямой горизонтальной линией. Можно продолжить силуэт до скотча.

    Можно придумать сложную рваную форму (хотя бы просто волной).
    Или отделить какие-то элементы (падающие листики, рыбки, облачка, точки). Можно мягко растушевать низ.

    Или сделать живописные капли, подтеки и штрихи. Только лучше не струйками вниз, чтобы голова не смотрелась отрубленной. В другие стороны.
    Пример
    Верх не всегда должен быть конкретным, а низ — сложным и оборванным. Скажем, вот на этой картинке наоборот: верх принадлежит пейзажу. А низ вписывается в профиль человека.

    Кстати, тут шея отрезана прямой линией. Мне кажется это простоватым и несколько напряженным.
    Но можете составить собственное мнение.

    6
    Фон сверху
    Не оставляйте спорные места как есть в надежде на то, что краски всё исправят. Если совсем запутались, перенесите черновик на другой черновик и поработайте с ним. Это, конечно, утомляет, но даже у профессиональных иллюстраторов не получается идеально с первого раза. Гора эскизов и черновиков — неотъемлемая часть работы художника.

    Если всё окей, переносим на лист акварельной хлопковой бумаги. В интернете описаны различные способы, как это сделать. Обычно перестекляют: обводят контуры, прислонив черновик и чистовик к окну. Иногда я создаю на компьютере пустую папку (т.е. делаю белый пустой экран) и вместо окна использую монитор.

    7
    Фотография
    Не советую что-то кардинально менять в чистовике. Затирания и борозды от карандаша могут оказаться фатальными для хлопковой бумаги.

    Однако, что-то небольшое можно уточнить. Тени плохо просвечивают при перестеклении, и эти зоны часто приходится дорабатывать в чистовике.

    Другая трудность — мелкие и тонкие вещи. Рука устает их переносить и, бывает, они получаются дряблыми. Уточняем эти моменты. Под акварель нам нужны четкие и тонкие линии, как раскраска.

      8
      Фон снизу
      Не советую что-то кардинально менять в чистовике. Затирания и борозды от карандаша могут оказаться фатальными для хлопковой бумаги.

      Однако, что-то небольшое можно уточнить. Тени плохо просвечивают при перестеклении, и эти зоны часто приходится дорабатывать в чистовике.

      Другая трудность — мелкие и тонкие вещи. Рука устает их переносить и, бывает, они получаются дряблыми. Уточняем эти моменты. Под акварель нам нужны четкие и тонкие линии, как раскраска.

        9
        Гирлянда
        Не советую что-то кардинально менять в чистовике. Затирания и борозды от карандаша могут оказаться фатальными для хлопковой бумаги.

        Однако, что-то небольшое можно уточнить. Тени плохо просвечивают при перестеклении, и эти зоны часто приходится дорабатывать в чистовике.

        Другая трудность — мелкие и тонкие вещи. Рука устает их переносить и, бывает, они получаются дряблыми. Уточняем эти моменты. Под акварель нам нужны четкие и тонкие линии, как раскраска.

          10
          Уточняем книгу
          Не советую что-то кардинально менять в чистовике. Затирания и борозды от карандаша могут оказаться фатальными для хлопковой бумаги.

          Однако, что-то небольшое можно уточнить. Тени плохо просвечивают при перестеклении, и эти зоны часто приходится дорабатывать в чистовике.

          Другая трудность — мелкие и тонкие вещи. Рука устает их переносить и, бывает, они получаются дряблыми. Уточняем эти моменты. Под акварель нам нужны четкие и тонкие линии, как раскраска.

            11
            Уточняем банку
            Не советую что-то кардинально менять в чистовике. Затирания и борозды от карандаша могут оказаться фатальными для хлопковой бумаги.

            Однако, что-то небольшое можно уточнить. Тени плохо просвечивают при перестеклении, и эти зоны часто приходится дорабатывать в чистовике.

            Другая трудность — мелкие и тонкие вещи. Рука устает их переносить и, бывает, они получаются дряблыми. Уточняем эти моменты. Под акварель нам нужны четкие и тонкие линии, как раскраска.

              12
              Кленовый лист
              Не советую что-то кардинально менять в чистовике. Затирания и борозды от карандаша могут оказаться фатальными для хлопковой бумаги.

              Однако, что-то небольшое можно уточнить. Тени плохо просвечивают при перестеклении, и эти зоны часто приходится дорабатывать в чистовике.

              Другая трудность — мелкие и тонкие вещи. Рука устает их переносить и, бывает, они получаются дряблыми. Уточняем эти моменты. Под акварель нам нужны четкие и тонкие линии, как раскраска.

                13
                Тонкие детали
                Не советую что-то кардинально менять в чистовике. Затирания и борозды от карандаша могут оказаться фатальными для хлопковой бумаги.

                Однако, что-то небольшое можно уточнить. Тени плохо просвечивают при перестеклении, и эти зоны часто приходится дорабатывать в чистовике.

                Другая трудность — мелкие и тонкие вещи. Рука устает их переносить и, бывает, они получаются дряблыми. Уточняем эти моменты. Под акварель нам нужны четкие и тонкие линии, как раскраска.

                  14
                  Финальная деталировка
                  Не советую что-то кардинально менять в чистовике. Затирания и борозды от карандаша могут оказаться фатальными для хлопковой бумаги.

                  Однако, что-то небольшое можно уточнить. Тени плохо просвечивают при перестеклении, и эти зоны часто приходится дорабатывать в чистовике.

                  Другая трудность — мелкие и тонкие вещи. Рука устает их переносить и, бывает, они получаются дряблыми. Уточняем эти моменты. Под акварель нам нужны четкие и тонкие линии, как раскраска.
                    Результат
                    Выкладывайте работы в Инстаграм с хештегом #IrisSolaris_Way
                    Делитесь своими успехами и впечатлениями
                    Выкладывайте работы в инстаграм с хештегом #IrisSolaris_Way
                    Делитесь своими успехами и впечатлениями