I УРОК
Виды перспективы
Виды перспективы
1
Что такое П?
Перспектива - это способ передачи объема и глубины. Различают свето-воздушную и линейную перспективы. В первом случае глубина достигается за счет наложения тона и цвета, игры контрастов и резкости, и её трактовка зависит от личных предпочтений художника. Например, здесь правая картинка выглядит более глубокой и объемной за счет применения приемов с-в п. Но левая картинка не является ошибкой. Как изображать - дело вкуса.

Линейная перспектива показывает объем с помощью линий, формирующих объекты. Если эти линии расположены правильно, по законам перспективы и физики нашего мира, то пространство выглядит объемным и убедительным. Об этих законах мы и будем говорить на данном курсе.
Показать две картинки: правильная ЛП и что-то не так
В основе линейной перспективы лежат два понятия: линия горизонта и точка схода. Линия горизонта - это условная линия, которая меняется в зависимости от нашего положения, поэтому другое её название - линия глаз. Объекты по мере отдаления от зрителя кажутся меньше, а параллельные линии стремятся в точку схода, расположенную на горизонте. Вот два фундаментальных закона перспективы.

Показать два куба слева-справа
Если мы смотрим на предмет спереди, то такая перспектива называется "фронтальной", она получается при построении с одной точкой схода. Если мы смотрим на предмет с угла, то перспектива называется "угловой" и строится она с помощью двух точек схода. Некоторые думают, что это количество точек относится к пространству, мол, вот здесь все предметы идут в одну точку, а там - в две. Но выбор варианта зависит от расположения предмета в пространстве. То есть в одном пространстве могут быть предметы с
    Точек схода может быть и больше, но такие способы изображения являются вариациями первых двух, о них мы обязательно поговорим чуть позже.

    Существуют и другие способы передачи объема, например, аксонометрия, обратная ли сферическая перспективы, но мы не будем их рассматривать, так как они не отвечают задаче создать реалистичное и убедительное изображение.

    Как их находить на фото и в жизни мы поговорим позже. А сейчас давайте попробуем смоделировать пространство с одной точкой схода.
    Линия горизонта
    1
    Положение линии горизонта
    Для убедительного изображения пространства важно понимать, как расположены объекты (например, дома) относительно горизонта: выше или ниже и насколько. Это самое первое, на что вы должны обратить внимание.

    Линию горизонта по-другому называют линией глаз. То есть, горизонт - это не как уровень моря, в реальности для него нет точных координат. Линия горизонта всегда там, где наши глаза. Мы легли на землю - и линия горизонта "легла" вместе с нами. Мы забрались на гору и горизонт поднялся в небеса.

    1. Обычно, при изображении города горизонт попадает примерно в нижнюю треть листа. Большая часть объектов (в нашем случае это здания) сильно выше нас и выше линии горизонта соответственно. Но нижние части домов, ступеньки, клумбы, лавочки дорожки располагаются ниже нашего уровня глаз.

    Но давайте рассмотрим другие ракурсы:
    1. Низкая линия горизонта. Её ещё называют лягушачьей или муравьиной. Обычно при этом линия глаз совпадает с линией земли - это как если бы мы легли на землю и все объекты были бы выше нас. Но так говорят про все ракурсы снизу-вверх, например, если мы задерем голову и изобразим небо, крыши, словом верхнюю часть города. Аналогичный эффект мы можем наблюдать, если город расположен на холме и мы смотрим на него снизу вверх. Давайте попробуем изобразить такой случай.
    2. Высокая линия горизонта. Она же птичья. Мы как будто летим, а весь город расположен ниже линии горизонта. Нам не обязательно обладать крыльями, чтобы увидеть этот тип ракурса. Если мы сидим на третьем этаже и рисуем 1-2 -этажные здания, мы будем видеть их тоже сверху, так как все они окажутся ниже линии горизонта. Давайте попробуем изобразить такой случай.
    Я всё это рассказываю не просто для эстетики. А для понимания изображаемой ситуации. Например, если мы изображаем с нижней точки, мы должны всё время себя спрашивать, правильно ли я рисую, так ли выглядит купол или дерево, если на него смотреть снизу? Проверяйте себя этим вопросом.

    Очень важно не путать высоту горизонта с кадрированием. Давайте остановимся на этом немного подробнее.
    Кадрирование
    1. Один и тот же вид мы можем в своей работе изобразить так, так или так. Как видите, предметы относительно горизонта никуда не уехали, ничего не исказилось. Меняется только рамка картины. На всех трех картинках изображена высокая линия горизонта, это виды с верхнего ракурса, верхней точки.

    2. Композицию (кадрирование) задаем мы, художники. Соответственно, мы сами определяем, где нам провести линию горизонта и где поставить точки схода. А вот все остальные предметы уже надо будет привязывать к тем константам, что мы отметили.

    3. Существует так называемое правило третей. Это правило позволяет сделать гармоничную композицию. Делим лист на три части по вертикали и по горизонтали. Горизонт обычно лежит на одной из горизонтальных линий. К вертикальным линиям часто привязывают стены здания. Главные объекты обычно располагают в точках пересечения третей.

    Поэтому, где провести линию горизонта - решаете только вы. По умолчанию - 1/3. Проводим линию горизонта.
    Как определить положение ЛГ и ТС
    2
    Как определить положение горизонта и точек схода на фото
    Начинаем работу с изображения линии горизонта. Если мы рисуем с натуры, мы вытягиваем карандаш в прямой руке перед глазами. Прищурьтесь. Там и будет линия горизонта. Потому что линия горизонта - это и есть линия глаз. Да, в наше поле зрения попадает довольно обширная часть пространства, да и рука вроде прямая, а может нет. То есть, мы видим не совсем линию, а скорее зону горизонта )) Выберите линию более-менее в центре этой зоны и назначьте её принудительно. Этой точности будет достаточно.

    В натуре всё делается точно так же, как на фото. Для всех измерений мы используем карандаш в вытянутой руке. Вы можете точно так же продлевать карандашом линии и искать пересечение и, соответственно, горизонт. Потом мы просто запоминаем, где эта линия и точка. Например, а данном случае на уровне нижней трети двери. А точка удалена от стенки примерно настолько же, насколько это ребро удалено от колонны.
    Если мы рисуем с фото, мы привязаны к точке зрения фотографа и тогда нам надо сначала определить, где она находится. Далее я покажу, как переносить пропорции с фото при помощи карандашных измерений. В натуре всё делается точно так же. Я буду обращать ваше внимание на это. Итак, ищем горизонт на фото.

    1. На некоторых фото это очевидно. Вот горизонт, вот, соответственно, точка схода.

    2. Давайте возьмем ситуацию посложнее. Здесь небо соединяется с землей или с водой. Там, очевидно и расположен горизонт. Но как найти точку схода? Для этого нам надо найти хотя бы одну линию, параллельную земле, которая уходит вглубь. Очень хорошо подходят для измерений края крыши. Например, вот эта линия. Продлеваем её до горизонта - место пересечения и будет точкой схода для этого здания. Желательно, выбирать достаточно длинную линию. Я стараюсь использовать верхний или нижний край здания (крышу), карнизы между этажами или верхний и нижний края окошек.
    Но не стоит брать в качестве ориентира одно окошко или одну дверь. Эта линия короткая и вы можете промахнуться на 1-2 миллиметра, что в нашем случае будет критично.

    Максимально далеко от крыши лежит линия земли, однако я не рекомендую брать землю за ориентир, потому что там могут быть горки, ямы, ступеньки, которые искажают плоскость и новичку это не всегда понятно.
    3. На фото не видно линии горизонта. Что делать? Мы знаем, что все параллельные линии соединяются в точке схода на горизонте. А значит, где параллельные линии соединились, там и горизонт.

    Нам надо найти две параллельных линии и продлить их. В месте, где они пересекаются и будет точка схода для этого здания. И, соответственно, горизонт. Проводим через полученную точку линию параллельную краю листа. Желательно, чтобы эти линии были как можно дальше друг от друга, например, линия крыши и карниз перового этажа - так будет точнее. В остальном, те же рекомендации, что и в предыдущем пункте: стараться не использовать короткие линии и не использовать землю для ориентира.

    4. Точка схода за пределами листа.
    5. Другие способы определить положение линии горизонта:
    1) Если линии, лежащие на разных плоскостях соединились в одну прямую - они лежат строго на линии горизонта.
    2) Линии лежащие выше линии горизонта стремятся наверх листа, линии, лежащие ниже - вниз. Проследите, где именно линии меняют своё положение. Там и будет линия горизонта.
    3) провести линию между двумя аналогичными объектами. Например, уголки крыши дома. Так, будто бы этот торец был зашит. Посмотреть на наклон: вверх \ вниз \ горизонтально - это степень близости к горизонту.
    Практика Определить положение ЛГ и ТС

    2
    Домашнее задание
    1. Нарисовать недостающие фигуры в схеме.
    2. Нарисовать сложный объект в перспективе. Например, букву "А"
    У вас будут ошибки, потому что скругления мы ещё не проходили. Но вы попробуйте.
    3. Нарисовать балконы
    4. Определить л.г. и т.с. по фото






    Нарисовать собственные предметы. Не с фото! А с натуры.
    Минимум 15 зарисовок. Один и тот же предмет можно рисовать в разных ракурсах.
    Обязательно разного размера. Это создаст красивый ритм в скетчбуке и начнет развивать ваш композиционный вкус и чувство пропорций.

    Ниже ещё два видео о том, что делать, если получилось совсем плохо и вы расстроены.
    Ошибки
    Они неизбежны.
    Главное — не начать их исправлять. Только привлечёте к проблеме внимание.

    • Если провели линию немного криво — не обращайте внимания. У меня (и у всех скетчеров) предметы тоже выходят кривоватыми. Это называется "живая линия, живой рисунок". Это даже хорошо. Просто научитесь видеть в этом красоту.
    • Если вы провели линию явно криво и предмет ну совсем теряет свою форму, тогда просто проведите другую, в нужном месте. Если первую оставить в покое, не пытаться замазать или пустить в другое русло, то она начнет восприниматься как светотень, блик или часть узора.
    Обычно я так и поступаю. И в итоге всё выглядит нормально.
    Но, если вы не можете найти себе места, лучший способ, который я знаю, заклеить ошибку кусочком бумаги.
    В этом видео показано, как подготовить для себя набор таких "заплаток".
    Я буду применять эти кусочки и в других работах нашего курса. Но уже в качестве декоративного приёма. Поэтому, если вы хотите делать так же, сразу подготовьте "коллекцию", которая вам нравятся.
    Выкладывайте работы в Инстаграм с хештегом #IrisSolaris_Way
    Делитесь своими успехами и впечатлениями