I УРОК
Три принципа красивых работ
Об уроке
Данный курс посвящен перспективе в городском пейзаже. Но, чтобы нам не было скучно заниматься одними лишь построениями, мы нарисуем несколько живописных сюжетов. Поэтому на первом уроке предлагаю вспомнить основы работы с акварелью в контексте городской среды.

Цель урока: размяться, попробовать новые приёмы и выделить важные принципы, по которым мы будем оценивать все последующие работы. В конце вас ждет домашнее задание.
Для работы понадобится:
1. Бумага для эскизов. Любая.

2. Простой карандаш. Для деталей лучше использовать механический, либо не забывайте своевременно точить обычный. Во всех работах я использую только мягкие карандаши: 2B - 6B.

3. Клячка / ластик.
Вступление
У каждого художника свои секреты и излюбленные приёмы, я выделяю три принципа удачных работ:
1. Живописность. Я предпочитаю использовать много оттенков в своих работах, оставлять незавершенные фрагменты или вдыхать жизнь с помощью брызг и причудливых штрихов.
2. Тон. Это основа работы в любой технике. Именно тон позволяет передать глубину, свет и настроение в работе.
3. Детали. Внимание к деталям не только заставит зрителя остановить свой взгляд, но и превратит игрушечный домик в настоящий при разумном использовании.

Давайте поговорим про каждый принцип подробнее.
Живописность
1
Что это значит
Важно!!!

Живописность - это оттенки. Они должны быть.
Не рисуем из одной кюветки.

Обязательно ли? Нет. Конечно, не все художники работают так. Я лишь описала свой взгляд на тему цвета. Вы можете изменить все цвета или и вовсе работать одной черной краской.
Откуда берутся оттенки
1. Собственный цвет
2. Окружение. Фото справа. Белый вбирает в себя больше всех. Чтобы передать - просто подмешивайте цвет соседнего предмета.
3. Окружение, которое мы не видим. Небо, дома напротив. Темнеет к низу.
4. Фантазия. Берите любые цвета. Просто, чтобы было цветно. Но не все подряд. Ограничьте гамму.
Цвет городов
Chróma - в переводе с греческого означает "цвет". Все цвета, что мы видим, можно поделить на две большие категории: хроматические цвета (то есть "цветные" цвета) и ахроматические (то есть "бесцветные" цвета). Ко второй категории относятся черный, белый и оттенки серого без каких-либо примесей. Городская среда имеет зачастую серый оттенок, поэтому данная тема нам особенно важна.

Если в сером есть хоть капля "цветного" цвета, он уже считается хроматическим. Но для нас, художников, дела обстоят немного иначе. Мы можем услышать "серый колорит", "картина в ахроматической гамме", "нейтральные тона". И, если приглядеться к этим самым картинам, то мы увидим цветные оттенки. Налицо противоречие.
На картинке слева мы видим хроматическое (цветное) изображение в серых тонах. Если присмотреться, можно обнаружить желтый, розовый или синий оттенок. А значит мы не можем изображать этот сюжет одной серой краской из кюветки. Мы должны воспроизвести вышеперечисленные оттенки.

А желательно ещё и усилить их, сделать изображение более цветным. То есть живописным. В противном случае работа всё равно будет казаться ахроматической, что сделает её неживой. В лучшем случае это будет смотреться иллюстративно и декоративно. В худшем - уныло и по-детски.

Конечно, не все художники работают так. Я лишь описала свой взгляд на тему цвета. Вы можете изменить все цвета или и вовсе работать одной черной краской.
Как изображать серый цвет
Так как же изображать серые города?
Как изображать серый? Как сделать красивый серый и какие смеси использовать.

1. Тупо-серый из кюветки.
В акварельной палитре мы можем найти следующие краски: сажу газовую, жженую кость, серую пейна, нейтрально-серую и т.д. Эти краски имеют разный оттенок, какие-то из них отливают синим, какие-то коричневым, зеленым или фиолетовым. Но оттенки эти слабо выражены и, в целом, эти краски можно назвать ахроматическими.


Но из кюветки плохо. Нужны смеси.
Не использовать готовые цвета. Смеси придадут вашим работам более сложный и уникальный колорит.


2. Переливы - хорошо.
- Тупо-серый + цветной
- Два цветных

2. Я предпочитаю живописные решения. То есть использовать не просто смесь, скажем, оранжевого и синего, а накладывать её так, чтобы в одном углу объект был более оранжевым, а в другом - более синим. Но делать надо это не настолько выраженно, чтобы объект распался на несколько цветных частей. Этот подход создаст вибрацию и оживит работы.
Теплые оттенки
Другой самый распространенный городской цвет - бежевый. С ним дела обстоят чуть проще. Ведь у нас в палитре много так называемых грязей - сиена жженая, марс коричневый, неаполитанская желтая, умбра натуральная и так далее. Эти краски достаточно цветные сами по себе и они выглядят поживее даже прямо из кюветки. Однако, если вы хотите живописности, то всё равно всегда подмешивайте дополнительные оттенки!

Важно так же обращать внимание на конкретные краски. Например, сепия - ни теплая, ни холодная, а, следлвательно, выглядит почти ахроматично.

Другая проблема - слишком много пигмента и тоже слишком нейтрально. Плохо. Ахроматично.
В акварельной палитре мы можем найти следующие краски: сажу газовую, жженую кость, серую пейна, нейтрально-серую и т.д. Эти краски имеют разный оттенок, какие-то из них отливают синим, какие-то коричневым, зеленым или фиолетовым. Но оттенки эти слабо выражены и, в целом, эти краски можно назвать ахроматическими.
    Многие города имеют именно такой оттенок. Но мы, живописцы, не можем использовать эти краски в чистом виде. А в каком?

    Единственный способ - добавить цвет.

    Этот подход создаст вибрацию и оживит работы. Для той же цели могут служить брызги, подтеки, смешанные материалы, причудливые штрихи и эффект незавершенности.
    Тональный рисунок
    2
    2. Тон
    Делать выразительный тон. Тон определяет, насколько цвет темный или светлый, что легко представить, если перевести свою работу или референс в черно-белое исполнение. Сделать это можно либо с помощью фильтра на вашем телефоне ли просто прищурившись.

    Часто люди стремятся повторить форму зданий или намешать нужный цвет, но, из-за ошибок в тоне работы рассыпаются или смотрятся уныло. Часто грамотная работа с тоном означает уход от реальности, например, намеренное высветление заднего плана и усиление контраста на главных объектах.
    Пример правильного и неправильного тона
    Так же как мы пытаемся уловить цветные оттенки, разглядеть зеленцу и розовинку в серой стене, так же мы должны тренироваться передавать тон.
    Любой цвет можно положить гуще (темнее) или прозрачнее (светлее), мы должны сравнивать части натуры друг с другом и стараться попасть в нужное соотношение.

    Подробнее - на курсе основы.

    Нужно ли копировать? Нет. Как и цвет - это авторское решение. Обычно главный объект длеают контрастнее. А задний план - светлее. Воздушная перспектива.
    Детали
    3
    Обобщение и детали. Когда-то это открытие улучшило мои работы в несколько раз! Главные объекты должны быть более детализированными и объемными, а неважное и далекое можно и нужно обобщать. В жизни мы видим всё одинаковым, соответственно, срисовать нужное количество деталей не всегда возможно. Обобщения и деталировку приходится подкручивать, опираясь на собственный вкус и фантазию. Ученикам часто не хватает настмотренности, они больше копируют, чем рисуют из головы, поэтому и работы выглядят средне-проработанными: на дальнем плане торчат детали, а на переднем их, наоборот, не хватает. В городском пейзаже в качестве акцентных деталей классно смотрятся вывески, знаки, светофоры, фонари и прочая уличная инфраструктура. И, конечно, фактуры объектов.

    2

    О красоте линий
    Мы должны стараться схватывать форму крупными точными штрихами (или мазками, если работаем красками). Чем меньше штрихов использовал художник — тем круче. Даже если не умеем, даже если сейчас всё криво. Надо пытаться так делать.

    Самая частая ошибка — рисовать мелкими отрывистыми штришочками и часто отрывать руку. Тогда получится всё равно криво, но при этом ещё и будет выглядеть неуверенно и ученически. Это касается и графики и акварели.

    Но по линейке рисовать тоже не стоит. Таким рисунками не хватает жизни.
    Домашнее задание
    Нарисовать собственные предметы. Не с фото! А с натуры.
    Минимум 15 зарисовок. Один и тот же предмет можно рисовать в разных ракурсах.
    Обязательно разного размера. Это создаст красивый ритм в скетчбуке и начнет развивать ваш композиционный вкус и чувство пропорций.

    Ниже ещё два видео о том, что делать, если получилось совсем плохо и вы расстроены.
    Ошибки
    Они неизбежны.
    Главное — не начать их исправлять. Только привлечёте к проблеме внимание.

    • Если провели линию немного криво — не обращайте внимания. У меня (и у всех скетчеров) предметы тоже выходят кривоватыми. Это называется "живая линия, живой рисунок". Это даже хорошо. Просто научитесь видеть в этом красоту.
    • Если вы провели линию явно криво и предмет ну совсем теряет свою форму, тогда просто проведите другую, в нужном месте. Если первую оставить в покое, не пытаться замазать или пустить в другое русло, то она начнет восприниматься как светотень, блик или часть узора.
    Обычно я так и поступаю. И в итоге всё выглядит нормально.
    Но, если вы не можете найти себе места, лучший способ, который я знаю, заклеить ошибку кусочком бумаги.
    В этом видео показано, как подготовить для себя набор таких "заплаток".
    Я буду применять эти кусочки и в других работах нашего курса. Но уже в качестве декоративного приёма. Поэтому, если вы хотите делать так же, сразу подготовьте "коллекцию", которая вам нравятся.
    Доработка
    Вы можете заклеить неудачный предмет целиком или только его часть.
    Можно заклеить с большим запасом, увести бумажку в шов или край листа. В общем тут открывается целый полигон для фантазии. Но я бы сейчас не хотела уходить в сферу скрапбукинга.

    Тем не менее, это хороший способ обратить ошибку в преимущество и обогатить свой скетбук новыми фактурами и приёмами.
    Выкладывайте работы в Инстаграм с хештегом #IrisSolaris_Way
    Делитесь своими успехами и впечатлениями