III УРОК
Колорит и#NBSP;работа с красками
Об уроке
В первом уроке мы придумывали с вами идею. А сегодня мы рисуем иллюстрацию в полный размер карандашом. Займемся построением лица, композицией, тональным рисунком и общей гармонией.

Цель урока: максимально подробно проработать композицию в карандаше и тоне. В результате должна получиться гармоничная карандашная иллюстрация в полный размер будущей акварельной.

Урок пошаговый, каждая часть сопровождается текстовыми комментариями с самыми важными / сложными точками этого этапа. Фокусируйтесь на них, чтобы прийти к успешному финалу.
Для работы понадобится:
1. Бумага для эскизов. Профессиональные иллюстраторы используют кальку. Можно взять обычную бумагу для принтера, но чем тоньше - тем лучше. А так же лучше, чтобы она была чистая с обеих сторон. Если, например, на обратной стороне текст или бумага слишком плотная, вам потом будет трудно переносить на чистовик.

2. Простой карандаш 2B и мягче. Я использую механический, потому что мне лень точить. Ни в коем случае не рисуйте детали тупым и твердым карандашом. Всё должно быть чётко! А вот для наложения тона тупой и мягкий карандаш как раз оптимален.

3. Клячка / ластик.
  • Тон
    1
Разговор о цвете хотелось бы начать с понятия "тон". Именно тон, а не цвет является основой работы. Тон — это степень светлотности предмета. Представьте себе, что мир вокруг черно-белый. Тогда мы бы описывали предметы как "светлый", "темный", "почти черный", "светло серый" и другие 50 оттенков серого.

Тон — это каркас. Все цвета, краски подчиняются тону. Даже у опытных живописцев могут быть трудности с этим. Например, тени получаются не такими темными как на эскизе. А светлые участки — наоборот, погашены. Или на эскизе замок в целом воспринимается как темный, хоть и имеет объем. А в живописной работе он дробный, контрастный. Вот такие непопадания в тон могут убить глубину и гармонию сюжета.

В предыдущем уроке мы уже сделали тональный разбор иллюстрации: заштриховали полутона и тени. Краски, которые мы выберем должны соответствовать карандашному эскизу.
В тональном отношении я бы описала свою задумку так: работа мистическая, достаточно темная в целом. Но есть свечение: вокруг луны / солнца небо очень светлое, а к краям иллюстрации оно приобретает средние и даже темные тона. То есть небо не плоское, а имеет градиент (плавную растяжку) от светлого к темному.

Ещё в работе есть глубина. Самые темные места сконцентрированы в основном на переднем плане: деревья, земля. Те же лес и земля на дальнем плане выглядят гораздо светлее и имеют средний тон. Это называется "свето-воздушная перспектива".

Работа может быть черно-белой, но ощущение глубины, объема и света либо есть, либо нет. Достигается это всё за счет контраста. А значит нам надо уметь делать светлые и темные тона, а также многочисленные промежуточные значения. В акварели это достигается за счет того или иного количества воды. Но давайте разберемся с этим подробнее.
Человеческий глаз различает до 500 оттенков серого.
Здесь их 50. Видите ступеньки?
Но для удобства тональную шкалу делят на 12 ступеней.
  • Тени
    2
Итак, тени. В нашей иллюстрации они есть и их иного. Значит берем темные краски. Звучит просто. В чем же проблема? Их несколько.

1. Темная краска не достаточно темная. Художник не может выбрать, какие именно темные краски брать. Например, ультрамарин и изумрудная кажутся достаточно темными. И при том красивенькими и цветными. Почему бы не выбрать их в качестве самых темных?
Потому что их тонального запаса всё равно не хватает. Тени получаются слишком насыщенными и недостаточно глубокими. Нам нужны по-настоящему темные краски.
Что брать? Посмотрите на свою палитру. Выберите самые темные-претемные и сделайте выкраски. Лично я для теней использую либо индиго, либо сепию. Можно их с чем-то смешивать. Но я использую одну из этих красок почти в каждой работе. В данной иллюстрации в качестве самой темной я хотела взять обычную фиолетовую. Но она не дала мне нужной глубины. Пришлось её утемнять довольно своеобразной Lunar Violet — это черно-фиолетовая краска, которую я использую очень редко от скуки.
Каждая краска соответствует какой-то ступени на этой шкале. Эти цифры примерны.
У каждого производителя свой рецепт и оттенок.

Имеется ввиду её максимально густое состояние. Без воды. При разбавлении водой краска может осветлится до 1-й ступени. Но темнее она прыгнуть не может.
Таким образом, кадмий желтый средний примерно соответствует 3-й ступени.

А ультрамарин — между 9-й и 10-й. Но ближе к 10-й.
Как я определяю эти ступени? Прикладываю Квадратик с цветом к черно-белому квадратику с цифрой. Если прищуриться, можно увидеть, который из них светлее.

Разумеется на практике нет необходимости знать / определять точный номер ступени того или иного цвета. Но важно уметь определять примерную светлотность пятен относительно друг друга, черного и белого без прикладывания черно-белых квадратиков.
Первая ошибка заключается в том, что некоторые начинающие акварелисты берут недостаточно темные краски для теней. Например, ультрамарин не может стать темнее 10-й ступени, хоть ты тресни. Человек это видит, но вместо того, чтобы взять более темную краску (например, индиго), намазывает ультрамарин всё гуще и гуще в надежде, что станет потемнее. В итоге темнее не становится, но получается гуашевый эффект и вырвиглазные ультрамариновые тени.
Окей, вы взяли действительно темную краску: индиго, сепию, а может быть даже черную. И значит она должна нам дать нормальные тени. Да, но может возникнуть вторая проблема.

2. Добавлено слишком много воды в смесь. В акварели тон достигается не только тоном самой краски (соответствию той или иной ступени тональной шкалы), но и количеством воды в смеси. Если индиго сильно развести водой, она превратится в светло-серую.
Это и происходит со слишком острожными художниками. Взяли темные краски, но картина всё равно водянистая, плоская и невыразительная. Значит темную краску вы не берете в полную силу. Добавляете слишком много воды, следовательно тон получается светлее, чем нужно. Если это ваша история — будьте смелее, делайте тени темнее и работы улучшатся.

Но есть и третья причина неудач с тенями.

3. Мрачность. Художник хочет светлую и легкую картинку и сознательно отказывается от темных красок. Это неверно. Даже если вы хотите дневную и позитивную работу, темные краски всё равно нужны. Пусть они будут занимать 5% площади в листе, но они должны быть темные и выраженные. Без теней работа будет смотреться плоской.
  • Свет
    3
Как изобразить светлые участки, если мы работаем гуашью, акрилом, маслом или пастелью? Добавить белила.

А с акварелью немного другая история. Здесь свет получается за счет прозрачности заливки. Белая бумага — самый яркий свет, который вы можете получить в работе. Да, есть акварельные белила или готовые акварельные краски светлых белильных (пастельных) оттенков. Но пользоваться ими непринято потому что они дают мутные и глухие смеси. Если вы хотите свежести в светлых участках работы, разбавляйте акварель водой, а не белилами. Белая бумага будет просвечивать и даст вам красивые легкие оттенки.
    Любую краску, даже черную можно разбавить водой так, что она будет почти прозрачной. Но не всякая будет выглядеть свежо в прозрачном состоянии. Возьмем две синих краски: индиго и голубую фц (phtalo blue). Разбавим каждую до 2-й ступени. Тон одинаковый, но первая выглядит серой, а вторая - голубой.

    Для максимальной насыщенности берите спектральные цвета. "Спектральные цвета" — это самые чистые и открытые оттенки. Такие, которые мы можем увидеть в радуге. Обычно в таких простых красках один или два пигмента.
    Если спектральные цвета разбавлять водой, получаются прозрачные, но цветные и красивые оттенки.
    Цвета слева тоже можно использовать в работе. Но, если разбавлять их водой или смешивать друг с другом, они дадут более серые или грязноватые оттенки. Это не хорошо и не плохо. Но надо знать об этом свойстве. Если вы любите более спокойный колорит, берите что-то в этом роде.

    Например, у меня в качестве самого светлого оттенка взята умбра натуральная, сильно разбавленная водой. В своём самом плотном состоянии она выглядит как этот горчичный квадратик.
    Самая частая ошибка при изображении светлых участков — это опять же тональный промах. Например, берем самую светлую краску. Например, лимонная, кадмий желтый или ганза. Они выглядят уже чистыми, светящимися и горящими как солнышки.

    И кажется, что если намазать из погуще, то работа засияет.
    Но что у нас самое светлое? Белая бумага. А все вышеперечисленные желтые соответствуют 3-й ступени тональности. То есть, если мы хотим, чтобы работа засияла, надо не просто взять "солнечную" краску, но ещё и прилично разбавить её водой.
    • Цвет
      4
    Простая гармония
    Возможно вы сейчас испытываете перегруз от теории. Вроде всё понятно, но что делать-то?? Пробовать.

    Теория дает вектор, где искать смеси. И как их двигать в желаемую сторону. Но ни один супер-профессиональный художник не оперирует исключительно теоретическими знаниями: рассчитал все пигменты и ступени в голове, взял из коробки нужные краски и пошел к чистовику. Нет, поиски, выкраски, пробы, эскизы — неотъемлемая часть процесса.
    Одна краска
    Я предлагаю начать с того, как вы оцениваете свои навыки работы с акварелью. Не в плане колористики, а в плане влажности, работы с заливками. Если вы совсем новичок и вам совсем трудно, то не распыляйтесь и работайте одной краской. Какой? Разумеется одной из самых темных. Потому что у них максимальный тональный диапазон: можно рисовать как почти черные области, так и яркий свет. Как говорится, "просто добавь воды!" Получится работа в технике "гризайль".
      Две краски
      Если вы чуть амбициознее, чем совсем новичок, берите две краски. Какие? Одну, опять же, темную-претемную. А вторую.... Вот тут уже дело вкуса. Если хотите покрасочнее результат, берите что-то насыщенное, близкое к спектральным оттенкам. но не обязательно светлую. Например, фиолетовая — темная сама по себе. Но при разбавлении водой она не становится блеклой. Получаются прозрачные сиреневые.

      Если предпочитаете сдержанную гамму, вторая краска тоже должна быть сложной, грязноватой. Но желательно не слишком похожей на первую. Более интересными получаются смеси теплых и холодных. Например, сепия (теплая) + голубая (холодная) или индиго (холодная) + сиенна жженая (теплая).
      Сложная гармония
      А что делать профессионалам? Брать 100 красок??
      Расширение палитры делает процесс и результат интереснее. Однако и у красоты есть предел. Если красок слишком много, работа станет аляповатой и/или грязной. Поэтому, даже если вы ультра-мега-художник, лучше брать не больше 6 красок. А оптимально 3-4.

      Тут мы встречаемся с понятием родственной и противоположной гармонии.
      Гармония родственных
      Цветовой круг — это радуга, замкнутая в кольцо. Все оттенки плавно перетекают один в другой. Родственная гармония строится на том, что мы берем несколько красок, которые лежат рядом на цветовом круге. То есть они близки, родственны.

      При этом не важно, какие именно краски мы возьмём. Такое сочетание гармонично по определению. Тут невозможно промахнуться. Работы выглядят простыми, чистыми и красочными.

      А вот желтый, зеленый и синий — неплохое решение. Это треть круга. Брать сегмент шире не стоит: примешается красный пигмент и получится грязь. Брать сегмент Уже можно. Но диапазон должен быть всё же ощутимым. Например, три красных оттенка тоже родственны, но они слишком близки. Глаз их практически не различает. Они не дадут глубины и вибрации работе.

      Даже наоборот, получится так называемый "ад перфекциониста": раздражающее впечатление, когда три цвета отличаются на чуть-чуть.
      Однако важно делать растяжку именно в той последовательности, в которой эти цвета идут в цветовом круге.
      Это гармоничная растяжка по цвету: желтый - зеленый - синий. И по тону: светлый - средний - темный.
      Те же самые краски поставим в другой последовательности. И гармония нарушается. Во-первых, появляется зона грязи. А во-вторых, средний цвет (желтый) светлее первого (зеленого). В целом это допустимо. Но в нашей работе есть свечение, поэтому мы должны придерживаться строгой тональной последовательнсти: светлый - средний - темный.

      Гармония противоположых
      Противоположная гармония основана на контрасте: красный-зеленый, синий-оранжевый, желтый-фиолетовый. Если вы точно попадете в противоположный цвет, получатся серые смеси. Если не точно — получатся грязи. Иногда благородные, иногда не очень. Это моя самая любимая и интересная зона поисков :)
        Обычно я беру пару цветов, лежащих рядом на круге. Например два зеленых. И дополняю их третьим, который лежит примерно напротив.

        Тональную расстяжку никто не отменяет. Добавляйте то или иное количество воды, чтобы получился переход от светлого к темному.

        2

        * В этом видео и далее я называю красную краску "алой". На самом деле у меня Organic Vermilion. Но она очень похожа на алую, поэтому для простоты я говорю так.
        Горизонтальный градиент
        Умение делать плавные заливки — необходимая для акварелиста вещь. В этом вся суть акварели: краски плавно переливаются, перетекают одна в другую и создают на листе красивые вибрирующие образы.

        Поэтому краску мы не намазываем на лист, а работаем с большим количеством воды. Важную роль тут играют инструменты. Хлопковая бумага сохнет медленнее, чем целлюлозная, соответственно у нас больше времени, чтобы успеть добавить и распределить то, что мы хотим и как мы хотим.
        Важна и кисть. Острый кончик кисти — как заточенный карандаш, позволяет нам работать точно и маневренно. Кончик тупой или, что хуже, расщепленный будет цеплять соседние участки. Это мешает аккуратно перемешивать цвета и формировать тонкие детали.
        Поэтому, практика, конечно, важна. Но, если вы сделали немало попыток, а прогресса не видно, не спешите винить себя. Возможно вам просто надо сменить материалы.
        Совет
        Не переходите к следующему шагу, если у вас не получается горизонтальная растяжка. Можете начать с более простых задач: тональных растяжек. То есть попробуйте для начала сделать плавный переход от одной краски до чистой воды.

        Потом взять две краски и не заморачиваться с тоном. Просто как получится от одной краски до другой. Потом попробовать подключать тон и дополнительные краски.

        3

        Фигурная заливка и круговой градиент
        Усложняем задачу. Теперь цвета распределяются не полосками сверху вниз. А колечками от центра наружу. Это сложно, но если поддерживать нужную влажность, вы успеете всё добавить и разгладить.

        Нам это нужно, чтобы передать эффект свечения луны / солнца. Поэтому помним про тон. То есть в центре не просто самая светлая краска. В центре — прозрачная вода, белый лист. потом светлый тон, потом средний. И хорошая плотная тень.
        Другая трудность — фигурная заливка. Нам надо не просто сделать растяжку, но придать акварельному пятну форму шляпы. Надо аккуратно сформировать кисточкой форму без заусенцев и срезанных углов. Все границы, и особенно уголки, острые и четкие. Это важно.
        Многие начинающие акварелисты боятся таких тонких работ и начинают писать суше. Кажется, что они больше контролируют процесс. Но это не так. Получается гораздо труднее и дольше. Поэтому работайте мокро, но промакивайте кончик кисти, заостряйте его, когда подходите к опасным моментам.
        Совет 1
        Если вы новичок, разбейте это упражнение на два. Потренируйтесь сначала делать фигурные заливки, а потом круговые градиенты. Просто нарисуйте шляпу одной краской, но мокро и аккуратно. Можно попробовать сделать горизонтальный тональный градиент внутри. Темный верх перетекает к низу в прозрачную чистую воду.
        Совет 2
        Мне тоже сложно. Поэтому начать можно не со шляпы а просто с блинчика: нарисуйте кружок и заполните его одной краской, чтобы в центре было светло, по краям темно. потом попробуйте блинчик из двух красок с сохранением эффекта свечения. И, наконец, попробуйте вписать круговой градиент в сложную форму. Может быть не шляпу, а треугольник для начала. Потом в шляпу.

        Если всё равно сложно — не отчаивайтесь. Размер тоже имеет значение. Будет большой хлопковый лист, большая кисть, крупный силуэт, много воды. На чистовике вам будет гораздо удобнее работать. Но потренироваться надо сейчас.
        Результат
        Выкладывайте работы в инстаграм с хештегом #IrisSolaris_Way
        Делитесь своими успехами и впечатлениями