III УРОК
Ушастый сюрприз
Об уроке
Сегодня мы будем превращать реальное фото в харАктерного персонажа. Это очень увлекательный процесс. Мои персонажи выглядят чем чем-то средним между реализмом и полной мультяшностью. Вы можете двигать эту грань в любую сторону в зависимости от своих вкусов и навыков.

Урок несложный, но работы много. Сегодня мы научимся писать мех по-сырому и делать живой выразительный взгляд. А так же придумаем и изобразим декоративную коробку — текстовые вставки всегда отлично дополняют любые иллюстрации.

Цели урока: 1. Научиться делать выразительных персонажей на основе фото. 2. Научиться писать мех по-сырому. 3. Тренировать аккуратность работы с мелкими деталями.

Дополнительная цель для отличников: выбрать другой окрас шерсти кролика и придумать собственный дизайн коробки.

Количество шагов: 8
Длительность урока: 2 часа 5 минут
Для работы понадобится:
1. Бумага для эскизов. Бумага акварельная, желательно, 100% хлопок, 300 гр. У меня — "Белые ночи", 70% хлопка.

2. Простой карандаш. Для деталей лучше использовать механический, либо не забывайте своевременно точить обычный. Во всех работах я использую только мягкие карандаши: 2B - 6B.

3. Клячка / ластик

4. Краски акварельные:
  • Любая красная (у меня Рубиновая, Алая и Хинакридон розовый)
  • Ультрамарин
  • Любая желто-коричневая (у меня Умбра натуральная)
  • Любая красно-коричневая (у меня Сиенна жженая и Красно-коричневая)
  • Сепия
  • Индиго
  • Фиолетовая

5. Кисть №4 с острым кончиком. Лучше белку, но можно и синтетику. Синтетика плоская для смачивания листа. Кисти №1-2-3 для мелких деталей

6. Гуашь "белила титановые" или белая ручка. Можно взять белый пастельный карандаш

7. При желании детали можно выполнять ручкой-линером толщиной 0,2-0,4 мм или темными цветными карандашами

8. Бумажные полотенца, планшет, скотч, вода

1
Общая композиция
Работа с персонажами всегда включает в себя много поисков и карандашной работы. Не потому что это сложно, а потому что малейшие изменения в лице / мордочке очень сильно меняют характер. Многие варианты хороши и нужно потратить время на поиск того выражения, которое нравится лично вам.

Если мы не срисовываем с фото, то приведение композиции в баланс тоже отнимает временя. Так что карандашной работы будет много.
Я начинаю работу сразу на хлопковом акварельном листе, несмотря на то, что у меня был подробный эскиз, исправлений и стираний всё равно много. Поэтому вам я советую не приклеивать сразу чистовик к планшету, а поиграть с композицией на черновом листе.
А когда наиграетесь, проработать черновой рисунок достаточно подробно и только потом перевести через стекло на чистовик. Соответственно, черновик надо обрезать точно под формат чистового листа.
Попроще
Кролик у нас сидит в повороте 3/4 коробка тоже получается в угловой перспективе. Вы можете повернуть и то и другое фронтально, взяв мордочку с одного из референсов выше. Голову можно наклонить набок для живости. Рисовать это гораздо проще, а результат выйдет не менее привлекательным.

2
Рисуем ленту и крышку
У меня лента довольно сложная и тонкая, поэтому я выделила под неё отдельный этап. А ещё я добавляю объем крышке и краю банки.

У вас могут быть более простые формы, тогда этот шаг можно пропустить.

3
Придумываем этикетку
Дизайн коробочки обогатит иллюстрацию новыми смыслами. Вы можете заложить туда какое-то личное послание и пожелание.

Я рисую этикетку в винтажном стиле и ещё раз уточняю мордочку кролика. Я чищу и заостряю линии острым карандашом, чтобы было понятно, где красить. Если вы работали на черновике, чистить не нужно, наоборот, обведите всё пожирнее и переводите на чистовик.

4
Поиск цвета
Выкраски помогают не только подобрать нужные краски, но и немного размяться, пощупать материалы, найти нужную пропорцию воды и пигмента.

Какой окрас шерсти вы бы не выбрали, не рисуйте одной краской, попробуйте найти способ сделать этот цвет теплее и холоднее. И не бойтесь ярких оттенков, хоть красная, желтая или синяя шерсть не встречаются в природе, эти краски в небольшом количестве заставят играть ваш естественный оттенок.

5
Совет:
Сначала прочитайте текстовое описание, затем просмотрите этот шаг на скорости 1.5 — 2 и только потом приступайте к рисованию параллельно со мной на обычной скорости.
Это даст вам лучшее понимание процесса и собственной ситуации.
Мордочка
Работаем по-сырому. Это значит, что бумага у нас чуть влажная, а кисть довольно сухая. Важные моменты:
1. Первые пятна более крупные и влажные. Если у вас скапливаются лужи, надо их сразу убирать сухой кистью. По мере продвижения кисть становится всё суше, а штрихи всё мельче.

2. Каждый мазок добавляет немного влаги, что позволяет поддерживать ровную заливку, поэтому надо работать сразу по всей мордочке. Если мы зациклимся на одном месте, остальные участки засохнут и дадут корки.
3. Работаем быстро, надо успеть заложить всю мордочку пока не высохла бумага. Если мазки оставляют вокруг себя корочки, значит надо сильнее сушить кисть об салфетку или вовсе прекратить рисовать. Нам важно сохранить мягкость меха, поэтому лучше закончить сколько успели. Идеально всё высушить, снова увлажнить и мягко проработать те места, которые не успели.
    4. Не забываем про такой приём как протирание. Если бахнули слишком темно - выберите лишний пигмент сухой кистью. На самом деле кисть не сухая, надо её намочить и вытереть об салфетку и только потом протирать - так она сохранит эластичность.
    5. Я ориентируюсь на первое фото, которое мы использовали для карандашных построений. Там хорошо виден объем и свето-тень. Рыжие пятна я ставлю из головы, не надо привязываться к фотографии с пятнистым окрасом.
      6. Поскольку кролик у меня светлый, я глаз закрашиваю. Можно дополнительно выбрать оттуда пигмент, чтобы глазик получился насыщеннее. Но, если вы рисуете кролика с тёмной шерстью, глаз лучше оставить сухим и рисовать вокруг.
      Попроще
      Я формирую строение мордочки достаточно подробно: переносица, нос, щеки, челюсти, глазницы. Всё это не так важно. Вы можете просто поставить несколько крупных мокрых пятен в качестве подложки. Потом мы нарисуем глазки, носик и кролик всё равно будет выглядеть очень живо и интересно.

      6
      Тело и лапки
      Сразу приготовьте соль, чистую воду и плоскую кисть для распушения кролика. Я этого сделать не успела, у вас может получиться лучше.

      В остальном работаем так же, как и с мордочкой. Хорошо бы сделать так, чтобы лапки выделялись, поэтому, если они не рыжие как у меня, советую сделать их существенно светлее тела.

      7
      Ушки
      Снова работаем по-сырому. Если у вашего кролика уши черные или шоколадные, лучше их делать в два этапа: 1. сначала нарисовать светлую кожаную часть, потом полностью высушить; 2. снова увлажнить ухо, но кожаную часть оставить сухой, нарисовать мех и распушить его в стороны.
      Я не попала в тон первого уха и мне пришлось возвращаться и утемнять его. Бумага почти высохла и у меня получились те самые корочки, которыми я часто пугаю. Мне удалось всё распушить и на эстетике это не отразилось. Однако пришлось делать двойную работу. Так что не бойтесь тёмных теней.
        Когда вы "пришиваете" ухо к голове, помните, что надо растушёвывать соединение с чистого (то есть с головы) на мокрое (то есть на ухо). Как бы запихивать вытекающее ухо обратно. В противном случае вы будете его размазывать по всей голове, пока она не закончится.
        Попроще
        "Сшивание" элементов — это не самый простой процесс. Стык ближнего уха и лба можно сделать резким, как я это сделала с дальним ухом. Но это сделает кролика более мультяшным.

        8
        Основа банки
        Я называю этот предмет банкой, потому что по моей задумке это винтажная жестяная банка от какого-нибудь печенья или чая. Возможно, у вас картонная коробка или деревянный ящик, а может и вовсе фарфоровая чашка.

        Рисуем по-сухому, а значит, кисть довольно мокрая. Но не забываем снимать первую каплю об салфетку, иначе может получиться клякса. При снятии капли ворс замыкается острым кончиком и запирает всю влагу внутри ворса. В остальном это несложный элемент. Банка винтажная, поэтому тут могут быть и корочки и разводы и пятна.

        9
        Основа этикетки и крышка
        Заполняем белые места на банке согласно своему вкусу. Я не могу рисовать соседние элементы пока они не просохли (иначе они испачкают друг друга), поэтому, пока центр банки сохнет, я перехожу к другим белым местам. В моём случае, это жгутик и крышка.

        10
        Ленточка
        Максимальная тонкость и аккуратность! Продолжаем работать острой кистью и формируем основу ленточки. Следите, чтобы она выделялась на фоне банки. У меня банка довольно тёмная, поэтому ленту надо сохранить довольно светлой.

        Старайтесь делать аккуратно, но, если это не получится — не переживайте, у нас ещё будет этап для подравнивания всех краёв.

        11
        Заполняем пустые места
        Мы двигаем работу постепенно, пока мы не закроем красками все предметы, не стоит переходить к деталям. Поэтому сейчас заполняем оставшиеся непрокрашенные места. согласно своему вкусу и композиции. Ваш список пустот может отличаться от моего.

        Снова надо подключить мелкую моторику и инверсивное рисование. Если коробка у вас такая же тёмная как у меня, обходить бантик придётся супер-аккуратно. Нужна либо мелкая кисть, либо кисть с хорошим острым кончиком. И терпение :)

        12
        Крупные детали
        На повторяйте за мной! Данный этап у всех очень индивидуальный, думайте, чего не хватает именно вам.

        Полупрозрачными тонкими лессировками прорабатываем все формы, так мы добавим объем, цвет, структуру подложке. Не бойтесь цветных лессировок — в полупрозрачном исполнении они дадут очень нежные переливы. Обычно я ставлю мокрый мазок, а вторым движением его растушевываю в одну или несколько сторон. Старайтесь, чтобы эти мазки были округлыми, а не как рваные тряпки.

        13
        Глаза и нос
        На нашем основном референсе глаз выглядит чёрным, но у кроликов, как и у людей, глаз состоит из радужки, которая бывает разных цветов и черного зрачка в центре. Белок тоже есть, но его почти не видно.

        То есть, если вы хотите "чёрные" глаза, то всё равно высветлите нижний край — это придаст глубину и выразительность. Не стремитесь сразу рисовать реснички и ставить блики гуашью. Самые мелкие акценты я советую делать в последнюю очередь.

        14
        Надпись
        Я люблю писать буквы обычной кистью, но можно это делать маленькой плоской кистью, равной ширине штрихов, кистью-линером и, конечно же, цветным карандашом или ручкой.

        У настоящих шрифтов штрихи (палочки, которые образуют буквы) имеют одинаковую толщину, старайтесь соблюдать этот принцип, чтобы иллюстрация выглядела стильно.

        15
        Мелкие детали
        А вот теперь делаем всё самое интересное, мелкое и тонкое. Выбирайте удобный вам материал: ручка, тонкая кисть или острый цветной карандаш и добавляйте небольшие обводки вокруг предметов. Есть соблазн обвести всё-всё, но это сделает работу примитивнее. Пусть сохранится недосказанность.

        Затем ставим блики белой гуашью, ручкой или пастельным карандашом. И работа становится ещё волшебнее!

        16
        Финальные штрихи
        Вот сейчас точно не надо повторять за мной ))
        Я решила сделать кролика немного похудее и добавить фон, но принципиально мало что изменилось. Сначала посмотрите, видео в быстром темпе и подумайте, нуждается ли ваша работа в каких-либо улучшениях.

        Я вообще против исправлений и микро-правок, это очень опасный путь, можно замусолить работу. Научитесь отпускать :)
        Результат
        Выкладывайте работы в Инстаграм с хештегом #IrisSolaris_Way
        Делитесь своими успехами и впечатлениями